Новости Кабардино-Балкарии. Газета выходит каждый четверг. Полная версия всех материалов доступна только в печатном номере
Первая полоса | О газете | Реклама | Подписка
«Разрешила себе попробовать»
August, 5, 2023, Gazeta Yuga №30 (27.07.2023)
Карина Сокурова окончила МГИМО, работала в fashion-индустрии, а потом начала писать абстракции с этническим контекстом.
   – Как живопись стала делом вашей жизни?
   – Уверенность в том, что искусство – главное дело жизни, созревала постепенно. Меня смущало восприятие другими данного вида деятельности как нечто несерьезное, и я долго не могла поверить, что работа, связанная с искусством, может обеспечить финансовую стабильность. Но если природа так задумана, что человек обладает творческими задатками, стремление заниматься искусством с годами только усиливается. Через страх неизвестности я все-таки разрешила себе попробовать.
   – Сначала вы прошли курс историка моды Александра Васильева...
   – Это была профессиональная переподготовка в течение года в МГУ. Летом, на последнем курсе университета, полетела в Лондон на обучение дизайну одежды в Central Saint Martins. Мне там понравилось, и после окончания МГИМО в 2012 поступила в l’institut Marangoni в Париже, где изучала моду на протяжении года, а позже прошла там стажировку. Фешен-индустрия меня заинтересовала тем, что эта деятельность так или иначе связана с рисованием. И уже в Париже начала задумываться над сменой вектора в сторону живописи, хотя все еще терзали сомнения. Тем не менее решила попробовать себя в изобразительном искусстве, поступив на курс по академическому рисунку в высшую школу изящных искусств (Beaux-Arts de Paris), который длился 3 месяца. Это был момент истины для меня: я поняла, что хочу двигаться в этом направлении...
   – Но, вернувшись в Москву, вы стали работать с дизайнером Марией Цигаль...
   – Да, нужно было с чего-то начинать. Я искала работу, связанную с творчеством, а мода существует рука об руку с искусством. Маша Цигаль на тот момент являлась хорошей знакомой Джабаха Кахадо («Газета Юга» №18, 2015) – супруга моей сестры. С его помощью состоялась встреча, после которой она наняла меня. Я была ее помощницей. Проработала у нее где-то полгода.
   – Как бы вы сами охарактеризовали ваш стиль живописи?
   – Это абстракционизм с элементами граффити, который отражает характер нашего языка. Генерация идей для картин происходит через мониторинг работ разных художников. Если меня цепляют неожиданные сочетания цветов или интересные формы, я это себе сохраняю. У меня целая папка картин, которые мне нравятся. Но я не зацикливаюсь на какой-то одной с целью сделать что-то похожее. Память и воображение формируют нечто свое. Это синтез накопленного визуального опыта, изучения современного искусства и постоянных экспериментов.
   Как организован процесс? Все зависит от формата. Последняя работа сделана на холсте, размер которого составляет 120 х 100 см, и на картину ушло 2 дня по 5–6 часов. Если формат поменьше, могу справиться за один день.
   Инструменты, помимо кистей, использую самые разные: начиная от малярных и заканчивая садовыми. Я люблю адаптировать все, что вызывает во мне интерес.
   На создание роллера, с помощью которого изображаю слова, уходит 2 часа. Например, чтобы отпечатать слово «лъэгъуныгъэ» (любовь), пишу на этом роллере в зеркальном отражении буквы, которые нужно предварительно расположить, аккуратно их расчертить. Затем срезаю ту часть, которая не должна отпечатываться, – и получается такой вот арт-роллер, создающий классный эффект граффити.
   Онлайн я освоила Adobe Illustrator, научилась работать со шрифтами. Увлекаюсь digital-иллюстрацией, 3D-анимацией, созданием книжных иллюстраций.
   С нового года сняла помещение, которое использую в качестве мастерской, и там могу дать волю своему творчеству: можно не бояться испачкать стены, пол, себя... Количество часов, проведенное там, зависит от того, сколько раз в неделю ко мне приходит няня. Обычно в мастерской я бываю 2-3 раза в неделю, нахожусь там с 11.00 до 18.00 приблизительно. В те дни, когда не рисую, полностью посвящаю себя ребенку и домашнему быту. У него есть дневной сон, и за это время могу набросать скетчи при желании. На сегодняшний день жизнь делится на две категории: я/ребенок, я/холсты.
   – Как пришла идея с кабардинскими словами?
   – Рассматривая различные картины в интернете, я увидела холст с абстрактным изображением, где снизу было подписано маленькое слово. И что-то екнуло... Первое словосочетание, которое пришло на ум, – сыту удахэ («какая же ты красивая»). В этот же день я купила все необходимое, уложила ребенка спать и за 2 часа на кухне осуществила задуманное. Если честно, я не ожидала такого отклика. Было сделано невероятное количество репостов, спрашивали, можно ли заказать картину. Именно с нее началась серия работ с адыгскими словами.
   Есть еще один важный фактор, из-за которого у меня возник интерес к кабардинским словам. Лет семь назад в гостях у бабушки случайно обнаружила книгу, где описывалось словообразование адыгского языка. Там я увидела слово «щыблэ», где щы – цифра три, блэ – змея. Получается, «гроза» дословно переводится как «три змеи». Это был тот самый момент, когда я осознала, насколько поверхностно воспринимала свой родной язык. С тех пор интерес к этому не прекращается. Но у меня нет принципиальной позиции по языку: если попросят изобразить слово на русском или балкарском, без проблем это сделаю.
   – Кто ваши покупатели?

   – В основном это черкесы, проживающие за рубежом – Прага, Лос-Анджелес, Дубай, – и жители республики. Их соотношение одинаковое.
Чаще всего выкладываю в соцсети уже готовую картину. Однако был опыт создания картины по описанию заказчика. Однажды кабардинец из Америки попросил изобразить черкесский флаг.

   – Расскажите про ваш проект UYNE DESIGN.

   – Под этим брендом планируется выпуск футболок с надписями на кабардинском языке. Специфика бренда заключается в крайнем минимализме, некой футуристичности. В основе лежит игра с кабардинскими словами. Ключевая цель – популяризация родного языка среди молодежи. В конце июля будет представлена первая линия мужских и женских футболок.

   – Зрители могли видеть ваши работы на выставках?

   – Нет. Но планируется персональная выставка в Нальчике в октябре.
Дана Хажкасимова


Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения редакции и издателя "Газеты Юга"
Copyright 2001-2023 © "Газета Юга"
E-mail:
red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru