Газета Юга
>>> Рубрики
    Экономика
    Политика
    Общество
    Культура
    Образование
    Право
    Происшествия
    Спорт
    Разное


>>> Поиск по сайту


>>> Новости сайта
Подписаться Отказаться

Общество
Комиссия по адаптации неэффективна

     В парламенте Кабардино-Балкарии прошли слушания, посвященные исполнению законодательства в сфере профилактики терроризма и экстремизма, а также республиканской программы по профилактике правонарушений и укреплению общественного порядка на 2013–2020 годы.
     Спикер Татьяна Егорова отметила, что подпрограмма профилактики экстремизма и терроризма в 2013-2014 исполнена «почти на 100 процентов».
     Подробности в «Газете Юга»


«Пытался найти учеников...»

     Анатолий Гречкин – единственный в республике мастер по ремонту и реставрации кабардинских гармоней:
     Учился в музыкальной школе №1 Нальчика по классу баяна. Рядом тогда была мастерская по ремонту музыкальных инструментов. Там работал мастер Батиньков, который изготовлял кабардинские гармошки (пшынэ). Меня настолько захватывало это дело, что я устроился туда подмастерьем. После окончания школы от министерства культуры меня отправили учиться в Калугу, где получил специальность настройщика фортепиано и народных инструментов. Вернувшись в Наль-чик, снова стал работать с Батиньковым. Поступали заказы от домов культуры, предприятий, руководителей ансамблей, частных лиц. Потом был настройщиком в муз-училище. Но больше занимался ремонтом кабардинских гармошек, баянов, аккордеонов. На пенсии продолжаю заниматься любимым делом.
     Можете себе представить, сколько в институте искусств и музыкальном колледже народных инструментов? А мастера по их ремонту нет. Люди по сарафанной почте узнают обо мне и привозят инструменты со всей республики. На балконе устроил мини-мастерскую. Гармонисты сейчас востребованны. А это значит, что гармошки много играют и ломаются. В девять вечера могут позвонить, чтобы к утру срочно починил инструмент...
     Клепать голоса – целая наука. Самая ценная – цельнопланочная медная гармонь. Язычок из шведской стали на медной планке делает звук гораздо звонче. Иногда сталь специально прижигают, чтобы было еще звонче.
     Гармошку намного сложнее настроить, чем фортепиано. У фортепиано клавишу нажимаете – молоточек бьет по трем струнам. А у гармошки на одну клавишу приходится 12 голосов. Клавиш 22. Их надо все настроить в унисон. Если фортепиано настраиваю за три часа, то гармонь – две недели как минимум.
     Сколько раз находил кабардинские гармошки возле мусорных баков. Может, после смерти бабушки или дедушки выбрасывали их. Обидно, что молодежь не ценит этого. Гармошка – это ведь народное достояние.
     Настоящая кабардинская гармошка – у которой четыре клапана. Их уже нигде не делают. В советское время в Осетии была фабрика по изготовлению гармоней, на которой работали мастера Филатов, Панасенко. Вечерами дома они в течение двух-трех лет собирали гармошки вручную. Эти гармони сейчас в дефиците и очень дорогие. Потом фабрика развалилась. Вместо нее открылись акционерные общества. Они штампуют ширпотреб, который продают за 150 тыс. рублей. Дешевле вы вряд ли найдете. Через два года гармонь ломается. В Майкопе, в Сухуме, в Дагестане, Осетии делают гармошки, а у нас нет. В советские годы это никому здесь не было интересно, а сейчас тем более.
     Вообще гармошка зародилась в Германии. Потом перекочевала в Тулу. В царской России впервые там начали делать гармошки. Из Тулы гармошки распространились по всей России и добрались до Кабарды.
     Гармошка с четырьмя клапанами, которую мы называем кабардинской, – прототип елецкой гармошки. Но у елецкой клапаны были и на правой, и на левой руке. А местные мастера оставили четыре клапана на левой и сделали клавиши на правой. Название «венский строй» пошло от принципа строя австрийского музыкального инструмента – губной гармошки. Редко кто может играть на кабардинской гармошке с венским строем. Все привыкли к кнопкам.
     Некоторые современные гармонисты вставляют микрофон, чтобы звук был громче. Но инструмент от этого теряет мелодичность. Гармонь просто орет. О какой красоте звука может идти речь?..
     То, что сейчас делают под видом кабардинской гармошки, вообще не то. Настоящие кабардинские гармошки были голосистые, звучание было великолепное. Несколько лет назад одна бабушка из Сармаково привезла мне старую гармошку. Я отремонтировал. Бабушка заиграла – и было ощущение, что гармонь просто поет. Такого я больше никогда не слышал. Бабушка сама такое удовольствие получала от игры! Сказала, что лет 30 на ней не играла из-за поломки...
     Пытался найти учеников, чтобы передать свои знания, но нет желающих. Это очень кропотливый труд, и никто не хочет заниматься этим.




Перепечатка материалов "Газеты Юга" допускается исключительно с разрешения ООО "Газета Юга"
Copyright 2001-2015 © "Газета Юга"
E-mail: red@gazetayuga.ru
www.gazetayuga.ru