«Не хочу, чтобы отсюда увозили нашу историю»
Владелец магазина «Адыгэ унэ» Мажид Утиж 40 лет коллекционирует старинные адыгские вещи:
Я родился в 1954 в Турции. Помню, как в детстве на улице меня подозвал соседский дедушка-адыг. Он собирался продать турецкому антиквару мужской пояс, кинжал, саблю, меч. Дед, показывая эти вещи на мне, объяснял турку, как их нужно носить. Он продал это все за гроши. Мне стало так обидно, что до сих пор помню об этом...
Когда я закончил школу, наша семья переехала в город. Как-то к нам в гости приехала тетя и привезла женский серебряный пояс, чтобы продать музею. Я вызвался отвезти пояс в музей, а сам решил купить его. Одолжил у своего богатого друга-турка необходимую сумму и отдал тете якобы вырученные за пояс деньги. Долг отдавал понемногу из денег, которые присылали мне родители.
В начале 90-х я вернулся жить на родину. В 1994 в Лазаревском купил у одной женщины шапсугский женский нагрудник и мужской пояс. С этого момента начал скупать все.
В 2000 переехал в Нальчик и спустя два года открыл «Адыгэ унэ». Основной целью торговли предметами традиционного искусства, которые делают местные мастера, считаю поддержку этого искусства, чтобы оно не исчезло. Так я начал продавать арджены, кинжалы, золотое шитье местных мастеров. Потом люди начали приносить в магазин старинные вещи, и я покупал их для себя.
В юности в Турции в одном магазине увидел адыгское седло. Три года ходил, смотрел на него, но не хватало денег, чтобы купить. Когда переехал сюда, из Краснодара мне позвонил знакомый старик и сказал, что местный казак продает старинное адыгское седло. В тот же день я поехал и купил его. Теперь у меня есть четыре адыгских седла, отделанных серебром.
В моей коллекции сейчас около 700 вещей. Вложил в них много денег. Но я это делаю не для себя, не ради денег, а ради своего народа. Очень много людей из-за границы приезжали и просили продать им что-нибудь из старинных вещей. Но я не продал ни одной пуговицы, потому что не хочу, чтобы отсюда увозили нашу историю. Мне бы хотелось открыть музей, чтобы люди увидели эти вещи, чтобы знали историю своего народа. Мечтаю купить какое-нибудь здание в городе и создать трехэтажный центр адыгской культуры. Чтобы на одном этаже производили вещи традиционной культуры, на другом выставляли, а на третьем – продавали. Вырученные деньги могли бы уходить в фонд адыгского народа. У нас очень богатые история и культура. Нужно относиться к ним с уважением.
К 21 мая планирую открыть выставку. Присматриваю для этого место. Хотелось бы, чтобы молодежь заинтересовалась своим наследием.
Nouvel An а Blagovechenka
– Встретить Новый год в Благовещенке по-христиански была моя идея, – признается брат Карл Эммануэль («Газета Юга» №13, 2012). – У католиков нет такого праздника, но мы решили: пригласим молодежь в гости и предложим встретить праздник не как обычно. С
молитвами, которые близки всем – и православным, и протестантам. Но при этом соблюдая местные традиции: мне объяснили, что на Новый год на столе должны быть оливье и индюк.
Провести Nouvel An а Blagovechenka приехали молодые люди из Таганрога, Саратова и Азова. Из Элисты с подругой прибыла девушка-инвалид, которая находится под присмотром «Ассоциации Иоанна XXIII», из Ростова – юноша-протестант и студент из Нигерии со своей православной невестой. С ними – настоятель Таганрогского и Азовского приходов аргентинец Рауль Апаричио, который провел с нами службу и даже приготовил для нашего новогоднего пира фаршированную индейку.
Гости организовались быстро – кого задействовали на службе, кто-то помогал на кухне, накрывал на стол или украшал зал. Последнюю службу в году провели в десять вечера. Поблагодарили за прошедший год и помолились о мире в следующем. Потом устроили пир, в полночь запустили фейерверки, которые подарил нам спонсор.
На каждый Новый год мы стараемся забрать детишек из неблагополучных семей Благовещенки в храм, чтобы сохранить у них ощущение чуда от этой ночи. В этом году просто оставили калитку к нам открытой, чтобы пришли те, кто захочет. Пришли всего пятеро – взрослые и одна женщина с дочкой.
1 января посвятили паломничеству в храм Святого семейства в Прохладный – на службу в честь святой Богородицы Марии, и к сестрам Матери Терезы в Нальчике. Еще два дня – поездки на Чегемские водопады, Голубые озера и Аушигер (на фото).
Надеемся, что и летом к нам приедет молодежь – уже волонтеры, достраивать храм в Благовещенке («Газета Юга» №34, 2011). Там полностью готова крыша, но нужны спонсоры и рабочие руки.
Друзья исчезающего вида лошадей
Тобиас Кнолль (на фото) из Баварии – председатель международной ассоциации любителей кабардинской породы и клуба «Друзья кабардинских лошадей» («Газета Юга» №44, 2009):
Лошади – мое хобби. Работаю системным архитектором, а лошадьми занимаемся с женой Карин Штадхерр все свободное время. Карин с детства увлечена лошадьми и заразила меня. 14 лет назад я случайно приобрел великолепную черную кобылу Темзу кабардинской породы. В интернете нашел страничку horseskb.ru, посвященную «кабардинцам», которую создал Заур Коков, заведующий кафедрой медицинской физики в КБГУ. Познакомился с Ибрагимом Ягановым, когда тот приезжал во Францию. В 2003 к нам присоединилась Катрин Мишлет. Мы организовали частный клуб любителей лошадей «Друзья кабардинских лошадей» со штаб-квартирой в баварском Центинге.
Со временем наладились контакты с черкесскими организациями и любителями лошадей кабардинской породы в России, странах Европы, Америке и Монголии. Решено было создать международную ассоциацию – IKHA. 13 февраля 2010 в Берлине собрался симпозиум. Наша цель – поддержать исчезающий вид лошадей, объединить всех, кто их любит, и рассказать тем, кто о них не знает.
12 стран согласились принять в ней участие. Но самые активные участники и организации пока у нас, в Германии. Здесь живет около 400 «кабардинцев», большинство из них – хобби для своих владельцев, но многие участвуют в соревнованиях, и достаточно успешно.
Уже 6 лет у нас с Карин своя ферма, расположенная на востоке Баварского леса. Для наших лошадей здесь есть большие газоны, рощицы, валуны, ручьи и живые изгороди, образующие биотопы. У нас 20 голов, включая племенных жеребцов. Например, Эзоп-Эдиль, самый известный в Германии «кабардинец», отец более 50 жеребцов и кобыл. Он постоянно живет с Сарой и Темзой. А вот Гусар родился на Кавказе. Он один из немногих лицензированных в Германии «кабардинцев». В 2011 он даже снялся в фильме «Лето жонглеров» Маркуса Х. Розенмюллера: картина начинается с появления главного персонажа Макса фон Туна верхом на Гусаре.
Мы создаем разные проекты, чтобы популяризировать кабардинскую породу. Деньги на их реализацию собираем посредством членских взносов в клубе «Друзей» (30 евро в год с человека), ищем спонсоров. Есть несколько сайтов, посвященных кабардинским лошадям, – kabardiner.de, gruselsberg.de, где можно посмотреть и почитать об этой чудесной породе, даже приобрести футболку с нашим лого или ежегодный календарь Kabardiner. Стараемся участвовать в соревнованиях, поддерживать финансово тех, кто выступает на «кабардинцах», и продавать в Германии лошадей, рожденных на Кавказе. С берлинским университетом им. Гумбольдта и КБГУ есть договоренность о реализации двухлетней программы изучения этой породы при поддержке фонда Volkswagen.
«Впервые флаг таких размеров оказался на высочайшей вершине Европы»
40-летний житель с. Кахун Казбек Шибзухов 22 раза восходил на Эльбрус, подняв на вершину четыре флага:
Когда впервые увидел Эльбрус не на фото, а живьем, вдруг понял, что ищу в жизни. Стал часто бывать там. В 2005 мы проводили съезд нашего рода, где официально утвердили флаг Шибзуховых. В августе того года у меня было запланировано восхождение, и я сказал сородичам, что хочу поднять на вершину наш флаг. Стяг я не оставлял на Эльбрусе, этого нельзя делать. Во-первых, это святое место, и все, что мы подняли наверх, забираем с собой. Во-вторых, на вершине такой ветер, что через 2–3 часа ничего не остается.
В прошлом году к 21 мая был изготовлен адыгский флаг размерами 7 на 11,5 метра. В День памяти его пронесли по пр. Ленина в Нальчике («Газета Юга» №21, 2012), и у меня возникла идея поднять этот флаг на Эльбрус.
Это совпало с экспедицией, организованной Русским географическим обществом «По следам генерала Эмануэля». Как и первовосходитель Килар Хаширов, я оказался единственным черкесом среди них, став их проводником. Нес в рюкзаке черкесский флаг весом 10 кг, флаг Ростовской области, где погибли бойцы 115-й Кавдивизии, а также штандарт экспедиции «По следам генерала Эмануэля».
Мы развернули все стяги на вершине минут на 30–40, дольше тяжело было.
Впервые флаг таких размеров оказался на высочайшей вершине Европы. Мы готовим документы для книги рекордов Гиннесса.
А флаг Ростовской области мы в торжественной обстановке доставили в Мартыновский район, где похоронены наши земляки.
|